Любимая «консерва». Какие места в Москве особенно дороги оперным певцам?


Все материалы сюжета

Известный баритон Большого театра, народный артист России, педагог Владимир Редькин рассказал «АиФ» о том, какие места Москвы особенно дороги для оперных певцов…

Искусство… интонации

Начну экскурсию по оперной Москве с Консерватории им. Чайковского, где я учился. (Большая Никитская ул., д. 13/6) (1). Это великое учебное заведение закончили Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Галина Вишневская, Юрий Мазурок и многие другие… Первым моим педагогом был известный певец Большого театра Пётр Иванович Селиванов, преподаватель Льва Лещенко и Владимира Винокура. К сожалению, Селиванов очень быстро умер. Тогда я попал к Александру Батурину. Это был роскошный бас-баритон Большого театра. Но и он тоже быстро ушёл из жизни. Пение на оперной сцене — это экстремальный вид искусства, труд на пределе человеческих возможностей… Так, моим учителем стал Зураб Соткилава, великий педагог и певец. Он всегда очень эмоционально проводил занятия. Зураб был остроумен, любил ввернуть весёлую историю. Каждое занятие с ним было сродни празднику… Вначале Соткилава давал вокальную технику, а потом объяснял, как звуки окрасить эмоционально, чтобы в пении присутствовала чувственность. Как говорил Шаляпин, «искусство пения — это искусство интонации». Потом мне посчастливилось петь с моим педагогом в Большом театре в спектаклях «Бал-маскарад» Верди и «Тоска» Пуччини, а также во многих концертах.

Выпали из ложи

Большой — следующий пункт оперной прогулки (Театральная пл., д. 1) (2). Одна из легенд театра — вражда двух армий поклонниц великих теноров, Сергея Лемешева и Ивана Козловского. «Лемешистки» и «козловитянки». Каждая группа считала, что «их» тенор — лучший. «Сыры» — так звались поклонницы Козловского. Вроде как они однажды подсмотрели, какой сорт сыра оперный певец купил в Елисеевском магазине, и тут же скупили его целиком…

Консерватория в Москве была основана в 1866 г., торжественное открытие состоялось 1 сентября. Главным инициатором создания консерватории был дирижёр и пианист-виртуоз Николай Рубинштейн, соучредителем — князь Николай Петрович Трубецкой. (Слева — фото 1982 года, справа — нынешнее время).

Фото:

Говорят, в Большом дамы выпадали из лож во время оперы «Евгений Онегин» — так фанатки стремились разглядеть своих кумиров. Другая забавная история, связанная с «Евгением Онегиным». Я пел в этой опере с великим Атлантовым. Исполнял Онегина, а он — Ленского. Владимир Андреевич обладал колоссальной силы голосом… По ходу спектакля я потихонечку спрашиваю его: «Скажи: которая Татьяна?» А он в ответ как засадит во всю мощь своего голоса: «Да та, которая грустна!» Я аж подпрыгнул от такой мощи. Когда в Большом делали групповые записи на радио и для пластинок, Атлантова всегда отсаживали назад. Иначе сразу всё начинало фонить, микрофоны зашкаливали.

 

Случались и трагедии… Шёл спектакль «Золотой петушок», где царя Дадона пел внук известного баса Максима Михайлова — тоже Максим Михайлов. Партию Звездочёта исполнял тенор Олег Бектемиров, он был в колпаке. По мизансцене Дадон должен был сбить этот колпак. А Михайлов промахнулся и посохом ударил Звездочёта по голове. Бектемиров едва не потерял сознание от боли, но всё же допел…

К сожалению, несколько лет назад администрация Большого театра придумала аттестацию, чтобы держать людей в подчинении. Если артист неудобен начальству — его не аттестовывают и не продлевают контракт. Мы беззащитны в этой ситуации. Именно так не продлили контракт с одним из лучших теноров мира Виталием Таращенко. По моим наблюдениям, абсолютно здоровые артисты, которых «ушли» из театра, буквально через год-два уходят и из жизни: теноры Лев Кузнецов, Владимир Кудряшов… А бас Малевич и вовсе с горя выбросился из окна…

На связки — адреналин

А сейчас давайте отправимся в Центр оперного пения, основанный Галиной Вишневской (ул. Остоженка, д. 25/1) (3). Только с таким сильным характером, как у Галины Павловны, можно было выдержать травлю, которая на неё обрушилась, когда она вместе с супругом Мстиславом Ростроповичем написала открытое письмо в поддержку опального Александра Солженицына. Они были лишены советского гражданства. И только через много-много лет им его вернули. Но Вишневская от гражданства отказалась, сказав, что она никогда не просила ни забирать, ни возвращать его…

Центр оперного пения Галины Вишневской — учебное заведение, вклю­чающее в себя оперный театр. Фото:

Оперная легенда Елена Образцова жила на Патриарших прудах. Фото:

В поликлинике Большого работают лучшие врачи-фониатры. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Каждый выход на сцену — это сверхнагрузка, не только эмоциональная, но и физическая. Поэтому есть некоторые ограничения, породившие оперные анекдоты. Например, во время секса звонит телефон, оперный певец берёт трубку, разговаривает, а потом бросает одежду любовнице: «Дорогая, тебе придётся уйти, у меня через месяц «Травиата». Гормоны влияют на смыкание голосовых связок. За несколько дней до спектакля действительно надо воздерживаться от интимной жизни. Это касается всех голосов, но особенно высоких — теноров.

А закончим экскурсию в Российской академии музыки им. Гнесиных, где я преподаю. Признаюсь: горд, что многие мои студенты — лауреаты вокальных конкурсов.

Источник: aif.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + четырнадцать =