Чиновники от бизнеса? Как отрегулировать работу строительных СРО

После того как отменили лицензирование в строительстве, все надежды были на т. н. саморегулируемые организации (СРО). Но в июне Госдума внесла изменения в Градостроительный кодекс РФ, которые корректируют их деятельность. Зачем это понадобилось?

Допуски продавали в метро?

«Мы столкнулись с тем, что контроль СРО за своими членами осуществлялся зачастую формально, — разъясняет Виктор Прядеин, руководитель аппарата «Национального объединения строителей». — некоторые СРО проводили проверки, не выходя из офиса — по документам, которые им присылали. Достоверность этих документов их мало интересовала. К тому же строительная компания могла иметь сахалинскую прописку и работать в этом регионе, а состоять в СРО Москвы или Санкт-Петербурга. Это размывало ответственность».

Цифры иллюстрируют эти слова. В строительстве у нас сейчас 269 саморегулируемых организаций, объединяющих 127 тыс. членов — компаний и индивидуальных предпринимателей. Зарегистрированы они на территории 71 региона, то есть в среднем более трёх СРО на каждый регион. А если точнее, то где-то существует одна, где-то — две, а где-то СРО нет вообще, потому что 145 СРО имеют регистрацию в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. И в такие СРО входят 90 тыс. членов (71%!). Для справки, всего в этих четырёх субъектах зарегистрировано 42 тыс. строительных компаний.

И хотя уже действует, причём достаточно эффективно, единый реестр членов СРО, дающий достоверную информацию о строительных компаниях и позволяющий выявлять нарушения в работе самих СРО, много вопросов оставалось неразрешёнными. Появились, к примеру, коммерческие СРО, началась торговля свидетельствами о допуске к строительным работам.

«Рекламу о продаже за 1 день свидетельства о допуске к строительным работам можно было увидеть даже в метро, — поясняет Виктор Прядеин. — Естественно, что при таком отношении сама суть этого допуска как документа, гарантирующего, что строительная организация осуществляет свою деятельность безопасно, качественно и надёжно, утратила актуальность».

Ещё одной проблемой он считает непрозрачность компенсационных фондов СРО. В результате значительная часть этих средств фактически утеряна, хотя формально заморожена — на счетах банков, у которых отозваны лицензии. После встреч с представителями ЦБ строители поняли, что вернуть смогут не более 10–20%.

Два фонда — для надёжности

Июньские поправки (372-ФЗ) ввели региональный принцип формирования саморегулируемых организаций, что даст возможность контролировать их деятельность более основательно. Но с другой стороны, отношение законодательства к малым и средним организациям, которые работают на субподряде у крупных строительных компаний или выполняют контракты на сумму до 3 млн руб. (такие заключаются обычно при реконструкции и капремонте), стало лояльнее. Теперь их не обязывают вступать в СРО — это требование остаётся только для генподрядчиков.

Но многим ли организациям это облегчит жизнь? В Минстрое ссылаются на данные прошлого года: 163 тыс. контрактов на сумму до 3 млн руб. — это по количеству 85% всех государственных и муниципальных контрактов, заключённых в сфере строительства.

А как избежать пропажи средств вместе с сомнительными банками? Законодательство теперь дифференцирует ответственность за причинение вреда и неисполнение договорных обязательств. Для этого будут формировать 2 компенсационных фонда. Второй — только те члены СРО, которые намерены участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд. К тому же размещать эти средства можно уже не где угодно: требования к банкам определит правительство. Но роста отчислений у малого и среднего бизнеса не будет — формирование второго компенсационного фонда произойдёт путём перераспределения уже внесённых средств.

Появится ещё один реестр — специалистов строительной отрасли. Минстрой сейчас устанавливает порядок его ведения. И там уверены, что этот реестр повысит ответственность руководителей строительных компаний, а возможность исключения из него станет действенной мерой для повышения производственной дисциплины.

К тому же саморегулируемые организации и их объединения получили возможность разрабатывать единые стандарты: речь идёт как о технологиях строительства, так и о корпоративном управлении и контроле деятельности членов СРО.

Фото: Shutterstock.com

От первого лица

На майском заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности президент страны Владимир Путин сказал:

— Помню, как мы с представителями бизнес-сообщества горячо обсуждали эту тему (саморегулируемые организации в строительстве — прим. ред.) и как доказывали наши партнёры, что это совершенно необходимое нововведение. Этот институт был организован именно по просьбе самих предпринимателей, создан для преодоления административных барьеров, для утверждения честного, неподкупного профессионального отношения к делу. А на деле, к сожалению, мы получили практически ту же бюрократию, но уже в лице бизнес-сообщества, те же чиновничьи подходы и использование своего положения в этих структурах отдельными предпринимателями в корпоративных интересах. Только с худшими последствиями, потому что дискредитируется сама по себе идея саморегулирования.

Но отказываться от этого института, конечно, не нужно. Нужно учесть все ошибки, провести необходимую реформу и направить потенциал профессионального сообщества на те направления, которые действительно принесут пользу.

Источник: aif.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 4 =